Национальный музей Прадо в Мадриде: гид по лучшим произведениям

Музей Прадо в Мадриде входит в пятёрку крупнейших художественных музеев мира.

Коллекция насчитывает более 8 000 картин и считается самым полным собранием живописи в Европе.

Это одна из самых посещаемых галерей континента — ежегодно сюда приходят более 3,5 миллионов человек.

В статье найдёте точный список шедевров, которые нельзя пропустить, а также практические советы, чтобы визит в Национальный музей Прадо стал незабываемым.

Прадо Мадрид - главный вход
Главный вход в музей Прадо.

Содержание

Музей Прадо: главное в одном месте

Где находится Мадрид, Испания
Официальное название Национальный музей Прадо
Когда основан 1819 год
Размер коллекции Более 8 000 картин
Работы на постоянной экспозиции Около 1 300
Самые известные шедевры «Менины», «Сад земных наслаждений», «Маха обнажённая»
Часы работы Пн–Сб 10:00–20:00, Вс 10:00–19:00
Цена билета От 15 €, бесплатные часы по вечерам
Как добраться Метро: Atocha, Banco de España или пешком от Пуэрта-дель-Соль
Онлайн-билеты Рекомендуется: быстрее вход и меньше очередей
Официальный сайт https://www.museodelprado.es/en
Купить билет https://www.tiqets.com/

Всё самое важное о музее Прадо — в таблице. Хотите больше подробностей?

Читайте дальше: расскажем об истории музея, коллекциях, шедеврах и дадим практические советы для идеального визита.

История музея Прадо

Музей Прадо прошёл долгий путь — от амбициозного проекта эпохи Просвещения до одного из величайших художественных музеев мира.

Его история — это не только развитие коллекций, но и отражение судьбы Испании сквозь века.

Как появился музей и почему называется Прадо

Идея создания будущего музея Прадо родилась в эпоху Просвещения, когда король Карл III задумал превратить Мадрид в современную европейскую столицу.

В 1785 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэве построить новое здание в зелёной части города — Прадо-де-Сан-Херонимо, где располагались королевские сады и монастыри.

Первоначально здание предназначалось для Музея естественных наук, но война за независимость против Наполеона изменила его судьбу.

В начале XIX века полуразрушенное здание восстановили по инициативе Марии Изабеллы Браганской, супруги короля Фердинанда VII.

Королева, вдохновлённая примером Лувра, мечтала создать в Испании музей, открытый для всех.

Так, в 1819 году появился Королевский музей живописи и скульптуры, основанный на личных коллекциях испанских монархов.

Название «Прадо» музей получил благодаря району, где расположен: prado в переводе с испанского — «луг».

Памятник Гойе у музея Прадо
Памятник Франсиско Гойе у Национального музея Прадо. @ Ester Lamberti.

Архитектура здания и особенности

Хуан де Вильянуэва создал проект в строгом неоклассическом стиле, отражавшем идеалы гармонии и просвещения.

Особое внимание уделил пропорциям залов и естественному освещению.

Центральный портик с колоннадой стал архитектурной визитной карточкой музея.

В отличие от многих королевских зданий того времени, музей изначально задумывался как пространство, открытое для широкой публики — символ новой роли искусства в обществе.

Даже после перестроек оригинальная композиция Вильянуэвы сохранилась, придавая музею ощущение цельности и величия.

Памятник Веласкесу у музея Прадо
Памятник Диего Веласкесу у главного входа в музей Прадо. @ José Cuerva.

Расширения и реконструкции

С момента открытия коллекция музея Прадо стремительно росла:

  1. В 1836 году, после секуляризации монастырей, в музей передали около 1700 произведений, включая средневековые реликвии и работы мастеров Возрождения.
  2. В XIX веке Прадо стал национальным достоянием: его официально переименовали в Национальный музей Прадо, подчеркнув переход от частной королевской коллекции к общественному культурному наследию.
  3. XX и XXI века стали эпохой масштабных расширений. В 2007 году завершилась крупнейшая реконструкция: по проекту архитектора Рафаэля Монео построен новый корпус — Клуатр Херонимитов, увеличивший площадь музея на 50%.

Сегодня музей Прадо — это не только собрание шедевров, но и живой памятник истории Испании, где за каждой стеной скрываются следы королей, художников и великих эпох.

Совет от автора: Если позволяет время, загляните в новые залы Клуатра — там проходят временные выставки мирового уровня.

Прадо Испания
Здание музея.

Коллекции музея Прадо

Коллекция музея Прадо считается одной из самых полных в Европе. Здесь собраны шедевры испанской, итальянской, фламандской, французской и немецкой живописи.

Более 8 000 картин, около 1 000 скульптур, тысячи рисунков, эстампов и предметов декоративного искусства создают полное представление о развитии искусства от Средневековья до начала XX века.

Структура коллекции отражает как внутреннюю историю Испании, так и тесные связи с другими великими культурами Европы.

Испанская живопись — Гойя, Веласкес и Эль Греко

Сердце коллекции музея Прадо — испанская живопись Золотого века:

  • увидите «Менины» Веласкеса, автопортреты Гойи, драматические сцены Сурбарана и мистические полотна Эль Греко;
  • Веласкес представлен не только своими шедеврами, но и редкими портретами придворных и членов королевской семьи;
  • работы Гойи — от ранних картонов для гобеленов до мрачных «Чёрных картин» — позволяют проследить эволюцию одного из самых загадочных гениев живописи.
Картина «Маха одетая»
«Маха одетая», Франсиско Гойя, 1800–1807.

Итальянская школа — Тициан, Рафаэль, Боттичелли

Итальянская коллекция Прадо — одна из самых ценных за пределами Италии.

Здесь увидите произведения Тициана, оказывавшего огромное влияние на испанских монархов, а также работы Рафаэля, Веронезе, Корреджо и Боттичелли.

Особенно выделяется собрание Тициана: король Филипп II лично заказывал у него серии картин, включая знаменитые «Поэмы» на мифологические сюжеты.

Эта часть экспозиции наглядно показывает, насколько тесно связаны судьбы Италии и Испании в эпоху Возрождения.

Совет от автора: Если хотите увидеть шедевры Тициана без суеты, лучше приходить в музеи к самому открытию — утром в залах гораздо меньше посетителей.

Картина «Вакханалия андрианцев»
«Вакханалия андрианцев», Тициан, 1523–1526.

Фламандская школа — Рубенс и Брейгель

Фламандская живопись занимает особое место в коллекции музея благодаря богатым династическим связям между Испанией и Нидерландами в XVI–XVII веках.

В Прадо представлены монументальные полотна Рубенса, аллегории и сцены мифологии, а также жанровые сцены Брейгеля Старшего, полные символики и жизни.

Эта коллекция позволяет увидеть, как фламандские мастера соединяли реализм с аллегорией, поднимая обыденную жизнь до уровня великого искусства.

Французское и немецкое искусство

Французская и немецкая коллекции в Прадо скромнее по объему, но исключительно ценны по качеству:

  • среди французских мастеров выделяются картины Никола Пуссена и Клода Лоррена — признанных творцов классического пейзажа;
  • немецкую школу представляет Альбрехт Дюрер, в том числе его знаменитая работа «Адам и Ева», где виртуозная техника гравюры сочетается с глубоким ренессансным символизмом.
Картина «Адам и Ева»
«Адам и Ева», Альбрехт Дюрер, 1507.

Скульптуры, эстампы и предметы декоративного искусства

Помимо живописи, в музее Прадо хранится впечатляющая коллекция скульптур: античные мраморы, средневековые рельефы, ренессансные бюсты.

Особого внимания заслуживают эстампы и рисунки: работы Рембрандта, Дюрера и Гойи дают уникальное представление о мастерстве графики разных эпох.

Также в музее представлены предметы декоративного искусства — мебель, шпалеры, ювелирные изделия, дополняющие картину художественной жизни Европы прошлых веков.

Самые известные картины музея Прадо

Музей Прадо — это не просто собрание шедевров. Здесь каждая картина рассказывает историю — о власти, страсти, страхах и мечтах великих эпох.

В этом разделе собраны произведения, которые стоит увидеть обязательно: именно они изменили ход мировой живописи и стали символами.

«Менины» (Диего Веласкес, 1656)

«Менины» — одна из самых загадочных и новаторских картин в истории искусства.

Веласкес изобразил сцену при дворе Филиппа IV с инфантой Маргаритой в центре композиции. Художник включил в полотно не только королевскую семью, но и самого себя за работой, сломав границы между зрителем и действием.

В зеркале отражаются король и королева, добавляя ещё один слой интерпретации.

Картина стала символом испанской идентичности и оказала влияние на целые поколения художников, включая Пикассо.

Картина «Менины»
«Менины», Диего Веласкес, 1656.

«Маха обнажённая» и «Маха одетая» (Франсиско Гойя, 1797-1800)

Эти две картины Гойя создал для частной коллекции премьер-министра Годоя, который стремился превзойти коллекцию Веласкеса.

«Маха обнажённая» стала первой светской обнажённой фигурой в Испании без традиционного мифологического прикрытия. Личность модели до сих пор остаётся загадкой, хотя многие связывают её с герцогиней Альба.

Работы вызвали интерес и скандал: они стали предметом расследования инквизиции за «непристойность».

Сегодня «Маха» воспринимается как революционное высказывание о свободе и женственности.

Картина «Маха обнажённая»
«Маха обнажённая», Франсиско Гойя, 1795–1800.

«Сатурн, пожирающий своего сына» (Франсиско Гойя, 1819-1823)

Эта ужасающая сцена написана Гойей на стене дома.

Картина иллюстрирует миф о Сатурне, съедающем своих детей, чтобы избежать предсказанной гибели. Исказив классический сюжет до безумного ужаса, Гойя создал аллегорию страха времени, власти и разрушения.

Полотно входит в цикл «Чёрных картин» и потрясает непосредственной эмоциональной силой.

Мрачная экспрессия предвосхищает темы модернизма и экспрессионизма.

Картина «Сатурн, пожирающий своего сына»
«Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя, 1819–1823.

«Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года» (Франсиско Гойя, 1814)

Гойя написал эту картину после испанского восстания против французских войск Наполеона.

В центре композиции — фигура повстанца с распростёртыми руками, освещённая ярким светом фонаря, в момент перед расстрелом. Безликие солдаты, механически исполняющие приказ, усиливают драму сцены.

Работа считается одним из первых антивоенных произведений в мировой живописи. Она повлияла на многих художников, включая Пикассо и Манета.

Картина «Третье мая 1808 года»
«Третье мая 1808 года», Франсиско Гойя, 1814.

«Святое семейство с птичкой» (Бартоломе Эстебан Мурильо, ок. 1650)

Мурильо мастерски передал тепло семейной сцены: маленький Иисус играет с маленькой птичкой, символизирующей будущие страдания.

Картина сочетает религиозную тему с трогательной человечностью. Свет и мягкая цветовая гамма создают ощущение уюта и внутреннего спокойствия.

Мурильо считается одним из главных представителей севильской школы живописи.

Картина «Святое семейство с птичкой»
«Святое семейство с птичкой», Бартоломе Эстебан Мурильо, ок. 1650.

«Сад земных наслаждений» (Иероним Босх, 1490–1510)

Фантастический триптих Босха — одно из самых загадочных произведений в истории искусства.

Левая панель изображает Эдем, правая — Ад, а центральная наполнена странными сценами наслаждений и грехов.

Картина полна сотен персонажей, фантастических существ и символов.

Учёные спорят о её значении уже более 500 лет. «Сад» был частью королевской коллекции ещё при Филиппе II.

Картина «Сад земных наслаждений»
«Сад земных наслаждений», Иероним Босх, ок. 1490–1500.

«Давид с головой Голиафа» (Караваджо, ок. 1600)

«Давид с головой Голиафа» — одна из самых мрачных и личных в коллекции музея Прадо.

Считается, что художник изобразил в облике убитого Голиафа собственный автопортрет, а в лице Давида — образ раскаяния.

Глубокий психологизм и контраст света и тени делают полотно настоящим шедевром барокко.

Картина «Давид с головой Голиафа»
«Давид с головой Голиафа», Караваджо, ок. 1600.

«Император Карл V после битвы при Мюльберге» (Тициан, 1548)

Тициан запечатлел императора Карла V сразу после победы над протестантами.

На фоне сумеречного пейзажа образ сочетает силу и трагизм.

Картина стала эталоном государственного портрета в Европе, а сам Карл V высоко ценил её и хранил до конца жизни.

Совет от автора: Этот портрет лучше рассматривать с небольшого расстояния — только так ощущается грандиозность замысла Тициана.

Картина «Император Карл V в Мюльберге»
«Император Карл V в Мюльберге», Тициан, 1548.

«Мадонна с рыбкой» (Рафаэль, ок. 1512)

Лёгкость композиции, плавные линии и мягкая цветовая гамма придают картине удивительную гармонию.

Рафаэль изобразил Деву Марию с младенцем Христом, Архангела Рафаила и юного Товию, несущего рыбу — символ спасения.

Работа соединяет библейский сюжет с классической эстетикой Возрождения.

Картина «Мадонна с рыбкой»
«Мадонна с рыбкой», Рафаэль, ок. 1512.

«Три грации» (Питер Пауль Рубенс, 1639)

Барочный идеал красоты: три грации изображены с мягкими формами и сияющей кожей.

Картина полна радости жизни, движения и света.

Рубенс писал «Трёх граций» в конце жизни, вкладывая в неё свою философию: наслаждение природой и чувственностью.

Картина «Три грации»
«Три грации», Питер Пауль Рубенс, 1630–1635.

«Триумф смерти» (Питер Брейгель Старший, 1562–1563)

Полотно, которое буквально поглощает взгляд. На нём армия скелетов уничтожает человечество: от нищих до королей.

Это не просто картина, а масштабная аллегория бренности жизни и ужаса перед неизбежным.

Входит в число самых впечатляющих работ фламандской школы в Прадо.

Картина «Триумф смерти»
«Триумф смерти», Питер Брейгель Старший, 1562–1563.

Интересные истории картин

  1. «Сатурн, пожирающий своего сына» (Франсиско Гойя). Картина долгое время была неизвестна широкой публике. Её обнаружили только после смерти Гойи при реставрации его дома. Сегодня «Сатурн» считается одним из первых произведений, передающих внутренние страхи художника без прикрытия мифологических аллегорий.
  2. «Маха обнажённая» (Франсиско Гойя). «Маха» не предназначалась для широкой публики. После смерти Годоя картины конфискованы инквизицией. Лишь в XIX веке работы вернули в публичное владение. До сих пор спорят, кто именно модель и заказчик — интрига сохраняется.
  3. «Сад земных наслаждений» (Иероним Босх). Триптих был приобретён королём Филиппом II и размещён в монастыре Эскориал. Несмотря на смелые сцены грехов, король считал его мощным нравственным предостережением.
  4. «Император Карл V после битвы при Мюльберге» (Тициан). Когда Тициан писал портрет, Карл V уже тяжело болен. Художник сочетал реализм с идеализацией. По легенде, увидев картину, Карл воскликнул: «Это не я на коне — это моя душа!». Портрет стал символом имперского величия и гордости династии Габсбургов.
  5. Копия портрета «Мона Лиза». В музее Прадо хранится одна из самых ранних копий «Джоконды», созданная неизвестным учеником мастерской Леонардо да Винчи (предполагают, что это либо Андреа Салай, либо Франческо Мельци). Картина писалась параллельно с оригиналом и сохранила детали, которые на оригинале в Лувре почти стерлись. После реставрации копия из Прадо помогла исследователям глубже понять технику работы Леонардо и воссоздать первоначальный облик шедевра.

Копия портрета «Мона Лиза»
Копия портрета «Мона Лиза».

Где находится музей Прадо и как добраться

Музей Прадо расположен в центре Мадрида, на знаменитом Бульваре искусств (Paseo del Arte), рядом с парком Ретиро.

Занимает большую часть квартала между улицами Paseo del Prado и Calle de Felipe IV. Благодаря удобному расположению легко совместите посещение музея с прогулкой по главным достопримечательностям столицы.

Ближайшие ориентиры — парк Ретиро, церковь Сан-Херонимо-эль-Реаль и фонтан Нептуна.

В музее три основных входа:

  1. Вход для посетителей с электронными билетами — через Пуэрта Херонимо (Puerta de Jerónimos), расположенный ближе к церкви Сан-Херонимо.
  2. Если нужно купить билет на месте, идите к Пуэрта Гойя (Puerta de Goya), где касса и вход на постоянную коллекцию.
  3. Вход Пуэрта де Мурильо используется только для организованных школьных групп.

Точный адрес: Calle de Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid, Испания.

На картах навигаторов музей легко найти по запросу «Museo Nacional del Prado».

Как добраться:

  • метро: станции Atocha (линия 1) и Banco de España (линия 2). Дальше 10 минут пешком от любой станции;
  • автобус: маршруты 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 и 45;
  • пешком: от Пуэрта-дель-Соль 15–20 минут прогулки через живописные улицы и площади.

Совет от автора: Лучше сочетать визит в Прадо с прогулкой по парку Ретиро — особенно приятно весной и осенью.

Расположение на карте: музей Прадо

Время работы, цены и советы по покупке билетов

Планируя визит, уточните график работы музея и варианты покупки билетов. Это поможет избежать очередей и сэкономить время.

Время работы:

  • понедельник — суббота: 10:00–20:00;
  • воскресенье и праздничные дни: 10:00–19:00;
  • кассы закрываются за 30 минут до окончания работы;
  • музей не работает в следующие дни: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Совет от автора: Наибольший наплыв посетителей — в середине дня. Лучшее время для спокойного осмотра — утро после открытия или вечерние часы.

Стоимость билетов:

  • стандартный билет: 18 евро;
  • бесплатный вход: для тех, кому не исполнилось 18 лет, студентов до 25 лет, преподавателей художественных дисциплин (при предъявлении документов).

Бесплатные часы посещения:

  • понедельник — суббота: 18:00–20:00;
  • воскресенье и праздничные дни: 17:00–19:00.

Важно: Бесплатные часы популярны, лучше приходить за 30–40 минут до начала, чтобы занять очередь.

Как купить билет в музей Прадо:

  • лучший способ избежать очередей — ➜ покупка билетов онлайн через официальный сайт или проверенные платформы.
  • иногда доступны комбинированные варианты — экскурсии или скидочные карты.
  • если планируете покупать билет на месте, учтите, что в высокий сезон — очереди.
  • альтернативный вариант — карта Paseo del Arte, которая даёт доступ сразу в три главных музея Мадрида: Прадо, Тиссен-Борнемисса и Рейна София. Это выгодное решение для тех, кто планирует насыщенную культурную программу.

Совет от автора: Если хотите попасть без очереди и сэкономить время, обязательно покупайте билеты онлайн. Это особенно важно в высокий сезон!

Хотите получить больше практических советов и пошаговые инструкции по бронированию? Загляните в нашу отдельную статью: Как купить билет в музей Прадо.

Что посмотреть в музее Прадо: советы для первого визита

Музей Прадо — лабиринт шедевров. Чтобы сделать визит максимально комфортным, заранее выберите маршрут, подходящий по времени и интересам.

Здесь предлагаем три варианта: от супербыстрого экспресс-тура до вдумчивого осмотра главных произведений искусства.

Важно понимать:

  • официальный маршрут музея рассчитан на быстрый осмотр — 28 работ за 2 часа в энергичном темпе.
  • наш рекомендованный расширенный маршрут предлагает более размеренный визит: 3–4 часа с возможностью задержаться у ключевых произведений и насладиться атмосферой музея.
  • супербыстрый маршрут — только главные шедевры.

Маршрут 1: Экспресс-визит (около 2 часов, 8 шедевров)

Для кого подходит:

  • кто приходит в музей на бесплатные часы;
  • кто хочет увидеть главное за короткое время.

Описание:

  • ориентирован на самые известные шедевры;
  • легко пройти за 1,5–2 часа без спешки.
Картина Художник Зал
1 Менины Диего Веласкес 012
2 Маха обнажённая Франсиско Гойя 038
3 Сад земных наслаждений Иероним Босх 056A
4 Император Карл V после битвы при Мюльберге Тициан 027
5 Три грации Питер Пауль Рубенс 029
6 Мадонна с рыбкой Рафаэль 049
7 Сатурн, пожирающий своего сына Франсиско Гойя 067
8 Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года Франсиско Гойя 064

Маршрут 2: официальный маршрут музея Прадо (около 2 часов, 28 работ)

Для кого подходит:

  • кто хочет следовать рекомендациям самого музея;
  • кто готов двигаться в достаточно быстром темпе.

Описание:

  • официальный маршрут музея включает около 28 шедевров из коллекции Прадо;
  • рассчитан на осмотр за примерно 2 часа — на каждую работу отводится 3–4 минуты;
  • в маршрут входят произведения испанских, итальянских, фламандских, немецких и французских мастеров.

Примеры работ, включённых в маршрут:

  • «Менины» — Веласкес (Зал 012);
  • «Маха обнажённая» — Гойя (Зал 038);
  • «Сад земных наслаждений» — Босх (Зал 056A);
  • «Император Карл V после битвы при Мюльберге» — Тициан (Зал 027);
  • «Три грации» — Рубенс (Зал 029);
  • и другие.

Полный список и карту маршрута скачаете на официальном сайте музея Прадо.

Маршрут 3: Расширенный визит (3–4 часа, 20 шедевров)

Для кого подходит:

  • кто купил билет и хочет провести в музее несколько часов;
  • кто ценит вдумчивый осмотр и хочет задерживаться у шедевров.

Описание:

  • спокойный ритм;
  • включает не только «иконы», но и некоторые менее известные, но важные работы.
Картина Художник Зал
1 Менины Веласкес 012
2 Портрет инфанты Маргариты Веласкес 015
3 Маха обнажённая и Маха одетая Гойя 038
4 Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года Гойя 064
5 Сатурн, пожирающий своего сына Гойя 067
6 Сад земных наслаждений Босх 056A
7 Триумф смерти Брейгель 055А
8 Император Карл V после битвы при Мюльберге Тициан 027
9 Мадонна с рыбкой Рафаэль 049
10 Три грации Рубенс 029
11 Адам и Ева Дюрер 055B
12 Портрет короля Филиппа IV в доспехах Веласкес 014
13 Святое семейство с птичкой Мурильо 031
14 Портрет герцога Лермы Рубенс 028
15 Святое семейство Агуады Рафаэль 048
16 Автопортрет Эль Греко 009B
17 Очищение храма Эль Греко 010B
18 Триумф смерти Брейгель 055A
19 Девушка с веером Мурильо 030
20 Святой Иероним в келье Рибера 009A

План музея Прадо и структура залов

Музей делится на зоны:

  1. Нижний этаж: раннее Средневековье, временные выставки.
  2. Главный этаж: сердце коллекции — залы Веласкеса, Гойи, Рубенса и Тициана.
  3. Верхний этаж: итальянская живопись XV–XVI веков, испанское барокко.

Особого внимания заслуживают залы Веласкеса («Менины») и Гойи («Маха обнажённая», «Чёрные картины»).

Фламандская коллекция расположена рядом с залами Рубенса.

Подробная схема залов с описанием шедевров — на официальном сайте.

Вход в музей Прадо со стороны Херонимитов
Вход Puerta de los Jerónimos, главный для посетителей с билетами.

Где взять карту и как сориентироваться

  1. Бесплатные карты доступны на стойках информации у входа.
  2. Установите официальное мобильное приложение музея для навигации по залам.
  3. Внутри музея залы промаркированы. 
  4. Главные шедевры дополнительно отмечены на картах специальными значками.

Сколько времени нужно на осмотр

  1. Для знакомства с главными шедеврами хватит 1–1,5 часов.
  2. Более неспешный осмотр занимает 3–4 часа.
  3. Для глубокого изучения коллекции с временными выставками лучше выделить целый день.

Советы от автора:

  • делайте небольшие перерывы в кафе музея — это помогает не перегружаться впечатлениями и поддерживать силы.
  • не пытайтесь «обойти всё» за один визит — лучше выберите направления или художников, которые особенно интересны.

Виртуальный тур по музею Прадо:

Практическая информация

Планируя визит в музей Прадо, стоит учитывать не только осмотр произведений, но и практические детали.

Здесь собрана важная информация о том, что ждет внутри: где оставить вещи, где перекусить, как взять аудиогид и на что стоит обратить внимание перед визитом.

Услуги для туристов и инфраструктура:

  • на территории музея работает гардероб, где можно бесплатно оставить верхнюю одежду, сумки и рюкзаки;
  • для удобства посетителей доступны зоны отдыха с лавочками;
  • в музее есть несколько кафе: основное находится у входа через корпус Херонимо — здесь можно выпить кофе или перекусить в перерыве между залами;
  • также на территории расположены музейные магазины, где продаются книги, репродукции и сувениры.

Фото- и видео-съёмка — что разрешено:

  • фото для личного пользования разрешены без вспышки, штатива и монопода;
  • видеосъёмка ограничена;
  • на временных выставках фотографировать можно только с разрешения.

Осмотреть музей Прадо можно разными способами — самостоятельно, с гидом или онлайн (виртуальный тур):

  1. Для самостоятельного осмотра рекомендуется воспользоваться аудиогидом, который можно взять напрокат в вестибюле за 5 евро. Отлично подойдет и вариант билета с аудиогидом на русском языке.
  2. Если хотите погрузиться глубже в историю шедевров, доступны экскурсии с профессиональными русскоязычными гидами: групповая экскурсия для 1–4 человек и индивидуальная экскурсия по музею Прадо.
  3. Для тех, кто пока только планирует поездку, доступна виртуальная экскурсия по музею Прадо онлайн на официальном сайте музея: прогуляетесь по залам и увидите главные экспонаты в высоком разрешении.


Интересные факты

Музей Прадо не только хранит шедевры мировой живописи, но и сам по себе скрывает множество удивительных историй.

Вот интересные факты, которые помогут взглянуть на музей по-новому:

  1. Пабло Пикассо и музей Прадо. В 1936 году, в разгар Гражданской войны, испанский президент Мануэль Асанья назначил Пабло Пикассо директором музея. Формально художник эту должность принял, но в Мадрид так и не прибыл. Однако представлял музей за рубежом и участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже, где была впервые представлена его знаменитая «Герника».
  2. Героическая эвакуация коллекции. Во время Гражданской войны часть сокровищ музея перевезли на хранение в Каталонию, Валенсию и затем в Женеву. Только в 1939 году экспонаты вернулись в Мадрид, после окончания боевых действий.
  3. Кражи и неудачные попытки. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году: исчезли 18 предметов из коллекции «Сокровища Дофина». В 1961 году вор попытался пробраться в музей через крышу, но сорвался и погиб. В кармане нашли записку с требованием выкупа за картины.
  4. Жизнь внутри музея. В начале XX века некоторые сотрудники жили на территории музея. Среди них — отец будущего актёра Тони Леблана, который работал привратником, а его семья обитала в маленькой квартирке в стенах Прадо.
  5. Музей Прадо и кино. Иногда внутри музея устраивают показы фильмов, посвящённых художникам и эпохам. Такие сеансы приурочены к открытию временных выставок. Это ещё одна возможность увидеть музей Прадо внутри в необычном формате.
  6. Нет 13-го зала. В музее Прадо не найдёте зала под номером 13. Суеверия оказались сильнее рационального подхода: администрация музея решила избежать «неудачного» числа.
  7. Дождь и полы. В XIX веке музей открывался 2–3 дня в неделю, а в дождливую погоду вовсе оставался закрытым. Дело было в том, что грязь от обуви сильно портила старые полы. Только в 1930-х годах залы получили мраморные покрытия, которые видим сегодня.
Полотно Веласкеса
Полотно Веласкеса — «Пьяницы, или Торжество Вакха».

Заключение

Музей Прадо — это не просто собрание картин, это путешествие в сердце испанской и европейской культуры. Здесь шедевры Веласкеса, Гойи, Босха, Рафаэля и Рубенса оживают на глазах, рассказывая истории о великих эпохах, страстях и открытиях.

Будь у вас пара часов или целый день, музей подарит моменты удивления, вдохновения и настоящего эстетического восторга.

Не спешите — позвольте себе остановиться перед «Менинами» или «Садом земных наслаждений» и почувствовать магию искусства.

Прадо ждёт, чтобы удивить, очаровать и навсегда остаться в памяти одним из самых ярких воспоминаний о Мадриде.

Часто задаваемые вопросы

Где находится музей Прадо?

Музей Прадо расположен в центре Мадрида, на бульваре Пасео-дель-Прадо. Ближайшие станции метро — Atocha и Banco de España. Пешком от Пуэрта-дель-Соль за 15 минут.

Почему музей называется Прадо?

Слово Prado в переводе с испанского — «луг». До строительства здания здесь действительно был зелёный луг за пределами старого Мадрида. Название прижилось и стало официальным.

Что обязательно посмотреть в музее Прадо?

Не пропустите «Менины» Веласкеса, «Сад земных наслаждений» Босха, «Маху обнажённую» Гойи и «Три грации» Рубенса. Это шедевры, которые узнают во всём мире. Полный список — в разделе «Самые известные картины».

Сколько времени нужно на музей Прадо?

Если планируете экспресс-визит — достаточно 1,5–2 часов, чтобы увидеть главные шедевры. Для полного знакомства лучше закладывать 3–4 часа с перерывом на кофе. Есть и маршрут от самого музея — «30 шедевров за 2 часа».

Стоит ли посещать музей Прадо?

Однозначно — да. Это один из лучших художественных музеев Европы. Даже если не поклонник живописи, атмосфера, масштаб коллекции и имена художников произведут впечатление.


Примечание: Некоторые изображения картин взяты из открытых источников Wikimedia Commons.


Вячеслав Скороход
Путешественник и эксперт по Испании. Исследует страну с 2010 года и лично побывал в большинстве описанных мест. Все маршруты и советы основаны на реальном опыте - без шаблонов и копипаста.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Да,музей замечательный! Провёл там целый день,делая перерывы для кафешек внутри-перекусить.И дальше-с аудиогидом на шее…

Есть вопрос или комментарий? Оставьте здесь:

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь